11:37 Ремонт и обслуживание электромобилей |
Подробное описание электромобилейПопулярность электромобилей, ассортимент которых на специализированном рынке постоянно увеличивается, объясняется оптимальным сочетанием экологичности авто, комфортности, превосходных технических и эксплуатационных характеристик, малозатратности в обслуживании. Содержание электромобилей действительно требует значительно меньших затрат, чем обслуживание транспортных средств с бензиновыми и дизельными двигателями. Обязательным условием долговечности автомобилей с электрическим двигателем является своевременное прохождение ТО. Многие владельцы электромобилей игнорируют ТО, поскольку отсутствует необходимость в замене моторного масла. Не соблюдаются также правила зарядки батареи, в результате чего потеря емкости АКБ после двух лет эксплуатации составляет около 12%. Для того чтобы электромобиль служил долго и безаварийно, техническое обслуживание необходимо проводить своевременно. От ТО обычных автомобилей техническое обслуживание электрокаров мало чем отличается за исключением силовой установки, вспомогательных систем и системы трансмиссии, аккумуляторной батареи. Сроки проведения технического обслуживания электромобилейСпециалисты рекомендуют проверять состояние электромобиля перед каждой поездкой и уделять особое внимание состоянию: — автомобиля в целом, кузова и номерных знаков; — электрооборудования и освещения; — рулевой и тормозной систем; — датчиков; — шин. Плановое техническое обслуживание проводится в целях подержания электромобиля в исправном состоянии, увеличения сроков эксплуатации транспорта. В процессе планового ТО специалисты автосервисов выполняют следующие работы: — проводят внешний осмотр ТС; — проверяют системы сигнализации и освещения; — проверяют систему управления и тормозную систему; — выполняют регулировку тормозной системы с доливом или заменой масла; — смазывают детали и узлы электромобиля; — заряжают АКБ или выполняют замену аккумулятора; — подтягивают контактные соединения двигателя; — регулируют величину разрыва контактов; — удаляют с поверхности кабелей следы рабочего процесса и нагар; — удаляют грязь и пыль во внутренней части. Частота проведения ТО зависит от условий эксплуатации электрокара и скорости износа деталей. Специалисты рекомендуют проводить ТО электрокаров минимум раз в год, хотя в некоторых случаях техобслуживание рекомендовано проводить раз в полгода. Существуют также плановые ТО, которые необходимо проводить согласно установленному регламенту: — После пробега 12 тысяч километров необходимо проверить уровень охладителя для аккумулятора обогревательной системы, силового инвертора, модуля зарядного агрегата. Специалисты также осматривают тормозную систему, подвеску, руль, смазывают дверной замок. — Через каждые 15 тысяч километров рекомендуется менять колеса местами для обеспечения равномерного износа автомобильных шин. — После 24 тысяч километров выполняется замена щеток очистителя стекол. — После 57 тысяч километров выполняется замена воздушного фильтра салона. — После 120 тысяч километров выполняется замена газовых стоек капота. Раз в полгода проводится сезонное ТО, позволяющее подготовить электромобиль к эксплуатации в новых погодных условиях. Расходные материалы для ТО электрокаровВ процессе технического обслуживания электрокаров может возникнуть необходимость: — в рабочей жидкости редуктора; — в тормозной жидкости; — в многоцелевой смазке; — в хладагенте системы кондиционирования; — в холодильном масле для системы кондиционирования; — в жидкости-омывателе стекол. Тормозное масло подлежит замене раз в 2 года или после пробега 40-60 километров. Антифриз в системе охлаждения аккумулятора меняют раз в 5 лет. Обязательным является использование качественных расходных материалов. Обслуживание электромобиля: что и когда надо менятьКонструкция электромобилей отличается простотой по сравнению с традиционными автомобилями, оснащенными двигателем внутреннего сгорания. Владелец электрокара освобожден от многих забот, являющимися неотъемлемой частью эксплуатации авто с ДВС: ему не требуется менять свечи, фильтры, масло и пр. Однако это не значит, что модель с электромотором вовсе не нуждается в обслуживании.
Согласно рекомендациям производителя, каждые 12 тысяч километров необходимо проверять уровень жидкости, охлаждающей аккумулятор, зарядные устройства и силовой инвертор. Помимо этого, нуждается в тщательном осмотре тормозная система, дверные замки (их следует смазать), рулевое управление, подвеска и педаль газа на предмет отсутствия возможных повреждений. Через 24 тысяч километров приходит черёд заменить щётки стеклоочистителя, спустя 57000 километров – салонный фильтр, а через 120 тысяч км – стойки капота. Вне зависимости от пробега спустя 5 лет после начала эксплуатации транспортного средства надо заменить тормозную и охлаждающую жидкости. Кроме того, производителем модели предусмотрено два графика технического осмотра машины в зависимости от особенностей езды: если авто используется преимущественно для поездок на короткие расстояния, не превышающие 15 км, тормозную жидкость рекомендуется менять через 2 года или 48000 км, охлаждающая же жидкость при подобных условиях меняется спустя 120000 километров пути. Конечно, по сравнению с автомобилем с ДВС владелец электрокара имеет куда меньше забот, однако не стоит забывать, что всё описанное выше представляет собой регламентные работы, помимо которых может возникнуть потребность в замене элементов подвески, тормозной и других систем. Если же исчерпает свой ресурс батарея (при правильно эксплуатации она прослужит долго, но в любом случае после достижения электрокаром возраста 5 лет ёмкость начнет снижаться быстрее прежнего), автолюбителю придётся расстаться с суммой от 3 тысяч долларов и выше, хотя изготовители аккумуляторов продолжают работать над тем, чтобы максимально снизить стоимость этого элемента конструкции. Сервис по обслуживанию электромобилей как бизнесК чему готовиться официальным дилерским станциям и независимым сервисам при переходе на обслуживание электромобилей? Прежде всего, стоит пересчитать бизнес-планы автосервиса с учетом перспективной структуры и объема работ с транспортными средствами на основе электрических силовых установок. Доходов от работ, реализации масел и запчастей станет существенно меньше. Нового оборудования и оснастки для обслуживания электромобилей потребуется минимум. Прежде всего нужно подходящее диагностическое оборудование, некоторый специальный инструмент и индивидуальные средства защиты от поражения механиков электрическим током. Диагностическое оборудование Bosch уже поддерживает работу с электромобилями. Например, с такими как Nissan Leaf или Renault ZOE оно работает в полной мере. И хотя на текущий момент пока говорить о 100% покрытии парка электромобилей нельзя, стоит ожидать что компания Bosch обеспечит это в ближайшем будущем в соответствии с ростом потребности на рынке оборудования для послепродажного обслуживания машин с электрическими и гибридными приводами. Резиновые диэлектрические перчатки и коврики не стоят дорого. Несколько ключей для работы с высоковольтной частью должны быть в исполнении с диэлектрической защитой рукояток. Такой инструмент может по цене сильно превышать привычный для автосервисов уровень цен их «простых» аналогов. Зато по мере оттока из сервиса машин с ДВС отпадет необходимость в большом количестве специального инструмента и запчастей для двигателей внутреннего сгорания, коробок перемены передач, топливной аппаратуры и систем зажигания. Естественным образом сократятся занимаемые площади складов СТО из-за снижения оборота, и, соответственно, запаса, масел и фильтров. Стоит отметить, что автопроизводители поддерживают политику на максимум профессионального обслуживания электромобилей. Наглядный пример этому с запретом самостоятельно доливать жидкость в систему охлаждения аккумуляторов мы уже изложили выше. Обоснованно категоричны они в отношении высоковольтной электрической части. Вот прямая цитата из Руководства по эксплуатации Tesla Model S: «В высоковольтной системе нет компонентов, подлежащих обслуживанию пользователем. Самостоятельна разборка, снятие и замена высоковольтных компонентов, кабелей или разъемов запрещена!» Зачастую просто снять батарею с электромобиля и заменить другой нельзя – новую требуется «прописать» с помощью подключаемого в сервисе специального оборудования с соответствующим программным обеспечением. Связано это с тем, что система аккумуляторных батарей имеет свой блок управления, который связан с бортовым компьютером (основным блоком управления) транспортного средства. Впрочем, возможны и исключения, особенно в самых простых по конструкции электрокарах. Из-за сокращения продолжительности технического обслуживания электромобилей и объема их текущего и капитального ремонта существенно увеличится пропускная способность основных рабочих постов в ремонтных зонах СТО. При расчете на тот же парк автомобилей, доступных для обслуживания, новый автосервис необходим с меньшим количеством постов с подъёмниками. Если же мы рассматриваем уже сформированную ранее ремонтную зону, то она сможет обслуживать гораздо большее количество полностью электрифицированных транспортных средств, чем это было при работе с машинами на ДВС. В то же время падение доходов от обслуживания ДВС и КПП может сподвигнуть крупные и средние универсальные независимые и дилерские сервисные станции вывести работу постов мойки и шинного сервиса с третьестепенных ролей на совершенно новый высокий уровень проникновения в обслуживаемый парк. Разумеется, потребуется провести и некоторое обучение механиков по вопросам электробезопасности и особенностям обслуживания электромобилей. Например, уже сейчас в программе Учебно-Консультационного Центра Bosch в России есть курсы для сервисных специалистов по обслуживанию электромобилей и гибридов. Цели курса «Гибриды и электромобили. Технологии альтернативных приводов»: изучить особенности диагностических и проверочных процедур на различных высоковольтных системах, получить знания по выявлению системных отказов и ошибок, встречающихся в практике обслуживания различных типов альтернативных приводов. По итогам прохождения обучаемые получат необходимые знания и научатся пользоваться диагностическим оборудованием - системным тестером KTS 560 и мотор тестером FSA 500. Стоит ожидать, что сервис на транспортных средствах с электромоторами как прибыльный бизнес будет существовать, но структура работ сильно изменится и, очевидно, упадет уровень доходов относительно того, к чему привыкли сервисмены на сегодняшний день. Все это со временем приведет к переформатированию сервисных станций, масштабным изменениям на рынке. ЗаключениеОбслуживание электромобилей, в сравнении с машинами с ДВС, отличается увеличенными межсервисными интервалами, меньшим количеством операций, меньшим общим временем нахождения в сервисе, меньшим составом и количеством запчастей и «расходников». В совокупности это означает существенную экономию расходов для владельцев и сокращение доходов для СТО относительно эпохи автомашин с двигателями внутреннего сгорания. Сейчас в России мало официально авторизованных СТО по обслуживанию электромобилей. Тем не менее, например, отдельные станции Бош Сервис уже сегодня могут в индивидуальном порядке оказывать услуги по диагностике и ремонту таких машин. Стоит ожидать масштабного расширения доступности сервисных услуг для электрифицированных и гибридных транспортных средств. Источники: зисинфо.рф, electrocars.pro, ev-avto.ru |
|
Заметки: 0 | |