Контактные выводы (клеммы, штекерные разъемы и т. п.) генераторных установок разных моделей, годов выпуска и выпускаемых разными производителями электротехники могут иметь различное буквенное, цифровое или символьное обозначение.
При этом не только неискушенный в ремонте систем бортовой электрической сети автомобилей начинающий автоэлектрик или механик, но даже опытный специалист по ремонту электрооборудования может столкнуться с незнакомыми для него обозначениями, что при ремонте и контрольно-диагностических проверках генератора может привести к неприятным последствиям технического характера.
Для тех, кто занимается диагностированием и ремонтом электрооборудования только отечественных автомобилей, запомнить не столь обширный перечень обозначений на выводах генераторов особого труда не составит, но контактные разъемы и клеммы генераторов иномарок нередко содержат множество незнакомых обозначений. Следует учитывать, что иногда выводы и контакты генераторов у отдельных производителей могут иметь одинаковое буквенное обозначение при различном функционале.
В Таблице 1 приведены наиболее часто встречающиеся обозначения электрических контактов и выводов генераторов, как отечественного, так и зарубежного производства.
Таблица 1. Обозначение контактных разъемов и выводов
генераторных установок
Терминал
|
Функциональное назначение
|
Куда подключить
|
В+, 30, ВАТ
|
Аккумуляторная батарея (+)
|
Плюс аккумулятора
|
Е, В-, 31, «-», GRD
|
(Earth – "земля"), Аккумуляторная батарея (-)
|
Минус аккумулятора
|
В
|
(Battery) то же, что и «S» (см. далее)
|
Плюс аккумулятора
|
C,G
|
(Communication) вход управления регулятором напряжения блоком управления двигателем. При подаче на этот вход «-» напряжение на выходе генератора не будет превышать 12,5 V
|
|
COM
|
(Communication) общее название физического интерфейса управления и диагностики генератора. Могут использоваться протоколы «BSD» (Bit Serial Device), «BSS» (Bit Synchronized) или «LIN» (Local Interconnect Network)
|
Приставка aRC-011, aVR-012
|
G
|
у автомобилей "Honda" с квадратным 4-х пиновым разъемом это означает зажигание («IGNITION»)
|
|
D+
|
Вывод «+» дополнительного диодного моста для питания регулятора напряжения. Служит для подключения индикаторной лампы, осуществляющей подачу начального напряжения возбуждения и индикацию работоспособности генератора
|
Контрольная лампа
|
L, I, IL, 61, W, IND
|
(Lamp/Indicator/Illumination) выход на лампу индикатора работоспособности генератора (обычно после «плюс» дополнительного выпрямителя, там, где он есть)
|
Контрольная лампа
|
D
|
(Drive) вход управления регулятором с терминалом Р-D генераторов фирм "Mitsubishi" (автомобили "Mazda") и Hitachi (автомобиль "Kia Sephia" 1997-2000 г.г.)
|
Приставка aRC-011, aVR-012
|
D
|
(Dummy) пустой, нет подключения; встречается на автомобилях японского производства
|
|
0, Mp
|
Вывод нулевой точки обмотки статора
|
|
F, DF, FLD, 67, Ш, EXC
|
(Field) выход регулятора напряжения (вывод обмотки возбуждения)
|
Внешний регулятор
|
FR, DFM, M
|
(Field Report/Digital Field Monitor/Monitor) выход для контроля нагрузки на генератор блоком управления двигателем
|
Приставка aRC-011, aVR-012 или VRT-RC
|
LI
|
(Load Indicator) то же, что и «FR», только сигнал инверсный
|
Приставка aRC-011 или VRT-RC
|
IG, A, 15, Б
|
(Ignition) вход включения зажигания
|
Плюс аккумулятора
|
LIN
|
Непосредственное указание на интерфейс управления и диагностики генератора по протоколу «LIN» (Local Interconnect Network)
|
Приставка aRC-011
|
N
|
(Null) вывод средней обмотки статора. Обычно служит для управления индикаторной лампой работоспособности генератора с механическим регулятором напряжения
|
|
N/C
|
(no connect) нет подключения
|
|
P, S, STA, Stator, R
|
(Phase/Stator) выход с одной из обмоток статора генератора. Служит для определения регулятором напряжения возбужденного состояния генератора
|
|
W
|
(Wave) выход с одной из фазных обмоток статора для подключения тахометра (обычно этот вывод используется в автомобилях с дизельными двигателями)
|
|
RLO
|
(Regulated Load Output) вход управления напряжением стабилизации регулятора в диапазоне 11,8…15 V (автомобили "Toyota")
|
Приставка aRC-011
|
RVC(L)
|
(Regulated Voltage Control) похоже на «SIG», только диапазон изменения напряжения 11,0…15,5 V. Управляющий сигнал подается на терминал «L»
|
Приставка aRC-011 или VRT-RC
|
S, AS, BVS
|
(Sense/Alternator Sense/Battery Voltage Sense) сенсор, вход для сравнения напряжения в точке контроля. Обычно точка контроля находится в блоке предохранителей ближе к аккумулятору (предохранитель «CHARGE»)
|
Плюс аккумулятора
|
SIG, RC
|
(Signal/Regulator Control) вход кодовой установки напряжения (то же, что и «D»)
|
Приставка aRC-011 или VRT-RC
|
D
|
(Digital) вход кодовой установки напряжения на автомобилях "Ford" (то же, что и «SIG»)
|
Приставка aRC-011, aVR-012
|
Нажмите на изображение чтобы увеличить
Ниже приведен дополнительный список обозначений, которые могли не попасть в представленную выше таблицу:
A - то же, что и IG плюс аккумулятора;
AS (Alternator Sense) - то же, что и S - плюс аккумулятора;
B+ батарея - (+) плюс аккумулятора;
B- батарея - (-) минус аккумулятора;
BVS (Battery Voltage Sense) - то же, что и S - плюс аккумулятора;
C (Communication) вход управления регулятором напряжения блоком управления двигателем. При подаче на этот вход <-> напряжение на выходе генератора не будет превышать 12.5 V;
COM (Communication) - общее обозначение физического интерфейса управления и диагностики генератора. Могут использоваться протоколы BSD (Bit Serial Device), BSS (Bit Synchronized Signal) или LIN (Local Interconnect Network); приставка aRCI 011;
D+ - вывод (+) дополнительного диодного моста для питания регулятора напряжения. Служит для подключения индикаторной лампы, осуществляющей подачу начального напряжения возбуждения и индикацию работоспособности генератора контрольная лампа;
D (Drive) - вход управления регулятором с терминалом P-D; приставка aRC-011 или VRT-RC;
D (Dummy) - пустой, нет подключения, в основном на японских автомобилях;
D (Digital) - вход кодовой установки напряжения на американских Ford, то же, что и SIG;
DF - то же, что и F внешний регулятор;
DFM (Digital Field Monitor) - то же, что и FR; приставка aRC-011 или VRT-RC;
E (Earth) "земля", батарея (-);
F (Field) - выход регулятора напряжения внешний регулятор;
FLD - то же, что и F внешний регулятор;
FR (Field Report) - выход для контроля нагрузки на генератор блоком управления двигателем;
G (Ground) - то же, что и C;
I (Indicator) - то же, что и L контрольная лампа;
IG (Ignition) - вход включения зажигания плюс аккумулятора;
IL (Illumination)vто же, что и L контрольная лампа;
L (Lamp) - выход на лампу индикатора работоспособности генератора контрольная лампа;
LI (Load Indicator) - то же, что и FR ,только сигнал инверсный;
LIN непосредственное указание на интерфейс управления и диагностики генератора по протоколу LIN (Local Interconnect Network);
M (Monitor) - то же, что и FR;
N (Null) - вывод средней точки обмоток статора. Обычно служит для управления индикаторной лампой работоспособности генератора с механическим регулятором напряжения;
N/C (no connect) - нет подключения;
P (Phase) выход с одной из обмоток статора генератора. Служит для определения регулятором напряжения возбужденного состояния генератора;
RC (Regulator Control) - то же, что и SIG;
RLO (Regulated Load Output) - вход управления напряжением стабилизации регулятора в диапазоне 11,8-15 V ("Toyota")
RVC(L) (Regulated Voltage Control) - похоже на SIG;
S (Sense) - сенсор, вход для сравнения напряжения в точке контроля. Обычно точка контроля находится в блоке предохранителей ближе к аккумулятору (предохранитель CHARGE) плюс аккумулятора;
S (Stator) - то же, что и P;
SIG (Signal) - вход кодовой установки напряжения;
STA (Stator) - то же, что и P;
Stator - то же, что и P;
W (Wave) - выход с одной из обмоток статора генератора для подключения тахометра в автомобилях с дизельными двигателями;
15 - то же, что и IG плюс аккумулятора;
30 - то же, что и B+ плюс аккумулятора;
;
31 - то же, что и B- минус аккумулятора4
61 - то же, что и L контрольная лампа;
67 - то же, что и F.
Дополнение:
P, S, STA, Stator, R Phase/Stator выход с одной из обмоток статора генератора. Служит для определения регулятором напряжения возбужденного состояния генератора |