Термостат в автомобиле.
21.03.2022, 15:05

Термостат в автомобиле. Зачем нужен и что делает.

замена термостата в авто

Термостат - это нехитрый прибор нужен для автоматического поддержания определённой температуры в некоем замкнутом контуре. В современных автомобилях термостат используется по довольно простой причине: именно благодаря ему удаётся быстро прогреть двигатель до рабочей температуры и нагнать в салон тёплый воздух в холодное время года. А главное, термостат позволяет поддерживать постоянную рабочую температуру мотора и не даёт ему перегреться в жару. Его работа позволяет более эффективно расходовать топливо и снижает токсичность выхлопа. Термостат в автомобиле – деталь очень простая, но не ремонтопригодная.
 

У термостата довольно простое устройство, хотя по факту это датчик и исполнительный механизм в одном флаконе. Принцип работы термостата очень интересен. Сам прибор сделан их латуни и меди. Внутри содержит штырь, пружины и восковый шарик. Действие устройства основано на увеличении силы давления воска в результате расширения. Штырь вдавливается в цилиндр с воском. Как только температура минует отметку 95°С (где-то в машинах – 90 градусов), шарик начинает плавиться и ему требуется больший объём. Поэтому штырь выталкивается силой наверх, в это время клапан открывается и через него охлаждающая жидкость достигает радиатора, где охлаждается. Когда мотор перестаёт работать и машина стоит, восковый шарик приобретает температуру воздуха и снова уменьшается в размерах

принцип работы термостата

В системе охлаждения двигателя автомобиля термостат автоматически открывает и закрывает для антифриза большой контур охлаждения.
Попробуем объяснить это в двух словах. Система охлаждения двигателя состоит из малого и большого контуров. В режиме прогрева мотора антифриз прогоняется насосом системы только через рубашку охлаждения двигателя и печку. Это позволяет быстро нагреть блок цилиндров до рабочей температуры. А вот дальше без дополнительного охлаждения уже не обойтись. При достижении определённой температуры термостат открывает канал в большой контур — охлаждающая жидкость попадает в основной радиатор, снабжённый дополнительным высокоэффективным электрическим вентилятором, работающим на нескольких скоростях. Открывая и закрывая клапан, термостат не просто поддерживает заданную температуру антифриза, но и обеспечивает энергоэффективность работы силовой установки.

Термостаты бывают разных видов.

В сложных системах охлаждения современных автомобилей термостат может быть механическим и электронноуправляемым.
Дело в том, что вилка работы обычного механического термостата довольно мала — всего лишь 10–15 градусов от полного закрытия до полного открытия. К примеру, для традиционных моторов образца 90-х годов прошлого века эта полка составляла 70—80/80—95 градусов по Цельсию. С ужесточением эконорм и повышением отдачи движков рабочая температура стала сдвигаться в сторону увеличения, что привело к необходимости расширения рабочего диапазона термостата. Так в механическую схему была введена электрическая спираль, управляемая «мозгами» автомобиля. Это позволило поддерживать рабочую температуру в 108–111 градусов и даже выше. Разумеется, надёжнее от этого прибор не стал, а заодно и сильно подскочил в цене.

Как же проверить термостат?

неисправный термостат

Проверка термостата без снятия.

Касательно узлов с механическим приводом (восковых), не снимая термостат, можно узнать только то, открывается их клапан, или нет. При какой температуре он срабатывает, время срабатывания, полностью он открыт при работе, или нет – узнать точно, не снимая его – нельзя.
Простейший тест работоспособности терморегулятора:
1.    На холодном моторе – заведите машину, прогрейте движок примерно до 50⁰C, и пусть работает дальше.
2.    Сравните (рукой) температуру между верхним и нижним патрубком радиатора (в норме верхний – теплый, нижний – холодный).
3.    Прогрев мотор до 85–90⁰C, еще раз сравните. Если нижний (ведущий к ГБЦ) патрубок тоже стал нагреваться – термостат начал открываться, он рабочий.

Проверка со снятием.

Самая простая проверка занимает две минуты – время достаточное чтобы вскипятить 500 мл воды, и погрузить термостат в емкость с этой водой. Порог срабатывания устройств с механическим приводом (плавлением воска) – лежит в диапазоне 82–105⁰C, поэтому в кипятке рабочий клапан раскроется.
Если этого не произошло – подогрейте воду, или добавьте немного «свежего» кипятка, чтобы жидкость была ближе к температуре кипения (возможно, настройки конкретного устройства выше, до 110⁰C). Исправный клапан начнет открываться, неисправный – нет. Дальше – остудите воду и проверьте – закрывается ли клапан полностью, при температуре ниже 60оС.

Что делать, если термостат сломался в пути.

Если поломка происходит в пути, то при передвижении двигатель внутреннего сгорания будет перегреваться. На такой машине не рекомендуется передвигаться, но бывают ситуации, когда оперативно заменить запчасть нет возможности. Работающий мотор не стоит перегревать, поэтому при передвижении нужно уменьшить его нагревание. Для этого стоит включить печку на максимальную температуру и на полную мощность. При такой езде двигатель меньше подвергается нагреванию и можно доехать до места назначения. Периодически необходимо оценивать температурную обстановку и наблюдать, чтобы она не превышала определенного уровня. При повышенной температуре рекомендуется остановить машину и открыть капот для того чтобы охладить мотор. Когда он остынет можно продолжить движения, наблюдая за стрелкой, останавливая автомобиль каждый раз, когда она достигает определенной температуры. В зимнее время года, холодная погода способствует охлаждению автомобильного мотора. Поэтому даже если будет не работать термостат, то передвигаться за счет внешнего охлаждения до момента, пока мотор не нагреется можно значительно дольше.

Когда необходимо поменять?

Термостат - это такой же расходник, как ремень ГРМ, масло или фильтры. поэтому ресурс детали небольшой, как правило — не более 2-3 лет или 30-45 тыс. км пробега транспортного средства.

Неисправный термостат можно заменить как своими руками, так и в сервисе.

Категория: Водителю в помощь | Теги: система, контур, воздух, авто, работоспособность, антифриз, срок, температура, топливо, мотор, поломка, охлаждение, вид, прибор, Термостат, двигатель
Просмотров: 1403 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1